положение индив развития детей

1.Общие положения
1.1.Настоящее Положение о системе оценки индивидуального развития детей
(далее - Положение) в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детский сад «Березка» (далее – ДОУ) разработано в соответствии с
нормативными правовыми документами Российской Федерации, Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 с изменениями от 02.07.2021г;
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС
ДО), а также Примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
1.2.Положение определяет порядок проведения оценки индивидуального развития
детей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО, назначение, цели, задачи, критерии, показатели
(индикаторы), способы, процедуры, инструменты осуществления оценки индивидуального
развития детей в ДОУ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на
бумажных и (или) электронных носителях.
1.3.Действие настоящего Положения распространяется на участников образовательного
процесса ДОУ: педагогических работников, участвующих в реализации образовательных
отношений ДОУ и родителей (законных представителей) детей.
1.4.Реализация основной общеобразовательной программы ДОУ – образовательной
программы дошкольного образования (далее – ОП ДО) предполагает внутреннюю оценку
качества образовательной деятельности, в том числе оценку индивидуального развития
детей.
Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках оценки
индивидуального развития ребенка и лежит в основе дальнейшего планирования
образовательной деятельности.
1.5.Система оценки индивидуального развития детей ДОУ представляет собой
совокупность организационных процедур, норм и правил, диагностических и оценочных
инструментов, обеспечивающих на единой основе оценку динамики развития детей,
образовательных достижений воспитанников, эффективности реализации основной
образовательной программы дошкольного образования по отношению к каждому ребенку с
учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования
в ДОУ.
1.6.В условиях ДОУ оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех
возрастных группах по следующим направлениям развития и образования детей (в
соответствии с ФГОС ДО):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1.7.Возрастные характеристики достижений ребенка к 3-м годам и на этапе завершения
уровня дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования (в соответствии с ФГОС ДО).
1.8.Результаты
используются
исключительно
для
решения
следующих
образовательных задач ДОУ:
- индивидуальной работы по воспитанию и образованию каждого ребенка;
- оптимизации работы с группой детей.
1.9.Положение определяет права, обязанности и ответственность участников
образовательных отношений ДОУ в ходе проведения процедуры оценки индивидуального
развития детей – педагогической диагностики. Педагогическая диагностика развития ребенка
используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи
от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной

работы с детьми по ОП ДО.
1.10.Срок действия Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
2.Цели и задачи оценки индивидуального развития детей
2.1. Обеспечение оценки индивидуального развития детей, динамики их развития и
образовательных достижений в ходе образовательной деятельности, основанная на методе
наблюдения используется как профессиональный инструмент педагога с целью получения
обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной работы с детьми по ОП ДО в ДОУ.
2.2.Осуществление оценки индивидуального развития детей систематически и
последовательно.
2.3.Оценка индивидуального развития детей направлена на:
- поддержание ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
- учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в современных условиях.
3.Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1.Оценка индивидуального развития детей осуществляется через педагогическое
наблюдение, беседы, анализ продуктов детской деятельности, организуемые воспитателями
и специалистами всех возрастных групп регулярно в течение года.
1 раз в год (в течение первых двух недель мая) подводятся итоги проведения оценки
индивидуального развития детей в рамках образовательной деятельности.
3.2.В качестве показателей оценки индивидуального развития детей используются
научно обоснованные методики, соответствующие положениям ФГОС ДО, ОП ДО.
3.3.В ходе педагогической диагностики индивидуальное развитие детей оценивается по
соответствующим показателям (индикаторам) во всех пяти образовательных областях
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно – эстетическое,
физическое развитие) и отмечается в «Индивидуального маршрута развития каждого
ребенка» ( Приложение 1), и «Детском портфолио», фиксирующих достижения ребенка в
ходе образовательной деятельности.
3.4. Результаты
педагогической
диагностики
оформляются
в
форме
«Индивидуального маршрута развития каждого ребенка», утвержденной заведующим ДОУ.
3.5. Ведение
«Индивидуального маршрута развития каждого ребенка»,
осуществляется педагогами групп на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста, на
электронном и/или бумажном носителях.
3.6. Содержание индивидуальной работы по результатам проведенной педагогической
диагностики отражается на специальном листе рекомендаций в «Индивидуального маршрута
развития каждого ребенка», согласуется с родителями (законными представителями) ребенка
(на бумажном носителе) под роспись и отметку родителей (законных представителей) о дате
ознакомления с ходом и результатами индивидуального развития ребенка в ходе
образовательной деятельности.
4. Права участников образовательных отношений
4.1. Педагогические работники имеют право на проведение оценки индивидуального
развития детей ДОУ в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право на ознакомление с
содержанием образования, а также с индивидуальными особенностями развития только
своего ребенка в образовательной деятельности.

5.Обязанности участников образовательных отношений
5.1.Педагогические работники обязаны:
- проводить оценку индивидуального развития детей в рамках образовательной
деятельности в соответствии с утвержденным настоящим Положением и подводить итоги с
периодичностью – 2 раза в год (в сентябре и апреле текущего учебного года);
- вносить результаты педагогической диагностики в сводные листы освоения детьми
ОП ДО по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года – журнал диагностики
в бумажном и (или) электронном формате;
- регулярно в течение года вносить соответствующие данные в «Карты развития
ребенка»;
- обеспечивать хранение диагностических данных по каждому ребенку в архиве
детского сада на протяжении всего периода пребывания воспитанника в ДОУ;
- обеспечивать право родителей (законных представителей) на ознакомление с ходом,
содержанием и оценкой результатов образовательной деятельности в ДОУ, а также (в
индивидуальном порядке) с диагностическими данными их ребенка;
- ежегодно предоставлять заведующему ДОУ отчет о развитии воспитанников в
рамках освоения ОП ДО ДОУ в соответствующей возрастной группе с целью общего анализа
и вынесения информации на итоговый Педагогический совет.
5.2.Заведующий обязан:
- обеспечивать наличие Карт «Индивидуального маршрута развития каждого ребенка»
во всех возрастных группах ДОУ;
- проводить анализ результатов педагогической диагностики (Приложение 2) и
предоставлять сводную информацию об особенностях освоения детьми ОП ДО на итоговый
Педагогический совет;
- осуществлять контроль и методическую помощь педагогам в проведении
педагогической диагностики и оформлении соответствующей документации.
6.Ответственность
6.1. Ответственность за организацию комплексной работы по осуществлению оценки
индивидуального развития детей в образовательной деятельности несет заведующий ДОУ.
6.2. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность
воспитанников, несут ответственность в установленном законодательством Российской
Федерации порядке за конфиденциальность предоставления информации о ходе и
результатах образования каждого ребенка.
7.Делопроизводство
7.1.
Карты «Индивидуального маршрута развития каждого ребенка», хранятся в
группах до окончания периода их пребывания в ДОУ.
7.2.Сводные листы педагогической диагностики по возрастным группам, не
содержащие индивидуальные сведения по воспитанникам, хранятся в бумажном виде в
методическом кабинете не менее 5 лет.
7.3. Форма учета индивидуального развития детей («Карта развития ребенка»,
«Диагностика педагогического процесса» в рамках образовательной деятельности
утверждается отдельным приказом заведующего ДОУ и может быть изменена в соответствии
с изменениями в законодательстве, а также ОП ДО и Устава ДОУ.

Приложение 1

Индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка группы № _____ на 20212022учебный год
Фамилия,
№
имя
ребенка

Основные
направления по
образовательным
областям

Цели и задачи
работы с ребенком
1.

Социальнокоммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественноэстетическое

Физическое

Содержание ИОМ
(методы и формы)

Приложение 2
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса в
любом учреждении, работающим с группой детей 3-4 лет, вне зависимости от приоритетов
разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается
путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и
уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем
больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе
детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,
приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социальнокоммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое
развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество
образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его
для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания
образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце
учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому
ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество
параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания
характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных
результатов освоения общеобразовательной программы.
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель
по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество
параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания
общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности – для подготовки к
групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для введения учета
общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это
позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты
и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными
вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или

общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних
значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального
и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического
процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном
несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки
педагогического процесса в группе по данному параметру \ данной образовательной области.
(Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены
с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических
процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного
возраста).
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики
образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и
позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей
образовательной организации.
Диагностика педагогического процесса
дошкольной образовательной организации
на 202__ / 202__ учебный год
Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным
областям ребенка 5-6 лет:
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не
принимает
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
предложенные задания
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно
1. Итоговый показатель по каждому ребенку:
Среднее значение можно получить если все баллы сложить по строке и разделить на
количество параметров (округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для
написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета
промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности.
2. Итоговый показатель по группе:
Среднее значение можно получить если все баллы сложить по столбцу и разделить на
количество параметров (округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для
описания общегрупповых тенденций развития личности детей, а также для ведения учета
общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по
каждому ребенку или общегрупповому параметру развития >3,8. Эти же параметры в
интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем развития
личности ребенка. Среднее значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном
несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№
п/
п

ФИО
ребенк
а

Старается
соблюдать
правила
поведения в
общественны
х местах, в
общении со
взрослыми и
сверстникам
и, в природе

Понимает
социальную
оценку
поступков
сверстников
или героев
литературны
х
произведени
й

Имитирует
мимику,
движения,
интонацию
героев
литературны
х
произведени
й

Принимает
на себя роль,
объединяет
несколько
игровых
действий в
единую
сюжетную
линию

Способен
придерживатьс
я игровых
правил в
дидактических
играх

сентябр
ь

сентябр
ь

сентябр
ь

сентяб
рь

сентябрь

ма
й

ма
й

ма
й

ма
й

май

Разыгрыв
ает
самостоят
ельно и
по
просьбе
взрослого
отрывки
из
знакомых
сказок
сент
май
ябрь

Итоговый
показатель по
каждому ребенку
(среднее
значение)

сентябрь

ма
й

1
2
3
4
5
6
Итоговый
показатель
по группе
(среднее
значение)

Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

№
п/п

ФИО
ребенка

Рассматривает
сюжетные
картинки

сентябрь

май

Образовательная область «Речевое развитие»
Отвечает на
Использует все части
вопросы
речи, простые
взрослого,
нераспространенные
касающиеся
предложения с
ближайшего
однородными членами
окружения
сентябрь
май
сентябрь
май

Четко произносит
все гласные звуки,
определяет
заданный гласный
звук из двух
сентябрь

май

Итоговый
показатель по
каждому
ребенку
(среднее
значение)
сентябрь май

1
2
3
4
5
6
Итоговый
показатель по
группе (среднее
значение)
Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________

№
п/
п

1
2
3
4
5
6

ФИО
ребенк
а

Знает,
называет и
правильно
использует
детали
строительног
о материала.
Изменяет
постройки,
надстраивая
или заменяя
одни детали
другими
сентябр
ма
ь
й

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Изображает/созда
Создает
Слушает
Умеет
ет отдельные
изображения
музыкальное
выполнять
предметы,
предметов из произведение танцевальны
простые по
готовых
до конца.
е движения:
композиции и по
фигур.
Узнает
кружиться в
содержанию
Украшает
знакомые
парах,
сюжеты,
заготовки из
песни. Поет,
притопывать
используя
бумаги
не отставая и попеременно
разные
разной
не опережая
ногами,
материалы
формы
других
двигаться
под музыку с
предметами
сентябрь

май

сентябр
ь

ма
й

сентябр
ь

ма
й

сентябр
ь

ма
й

Различает и
называет
музыкальны
е
инструменты
:
металлофон,
барабан.
Замечает
изменения в
звучании
(громкотихо)
сентябр
ма
ь
й

Итоговый
показатель
по каждому
ребенку
(среднее
значение)

сентябр
ь

ма
й

Итоговый
показатель
по группе
(среднее
значение)
Выводы (сентябрь)___________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________

Выводы (май)______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики во второй
младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех
проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете
для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки.
Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные
ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество
оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или
когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами,
работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги
дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы,
но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной
инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть
диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также
одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том
числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
 Наблюдение;
 Проблемная (диагностическая) ситуация;
 Беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
 Индивидуальная;
 Подгрупповая;
 Групповая.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общественных
местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения
ребенка и общение ребенка.
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций,
литературных произведений.
Методы: беседы, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил
нечестно? Почему?»
3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки – герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку «Колобок».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свою имя и фамилию, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут
папу/маму?»
2. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного
размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое».
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной – А, У, О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги
разной формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат,
треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»

1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию
взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдения в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру «Солнышко и дождик». Когда я скажу
«солнышко», дети бегают. Когда скажу «дождик», дети бегут под зонтик».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30133) 56230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».