I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Березка» на 2019-2023 гг. разработана в соответствии с «Международной Конвенцией о правах ребѐнка», «Декларацией прав ребѐнка», «Конституцией РФ», Законом РФ «ОБ основных гарантиях ребѐнка в РФ». Законодательная база для разработки Программы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.07.2013 №185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты», Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014), Устав МБДОУ Детский сад «Березка» Разработчики: рабочая группа в составе: М.А.Быкова., заведующая Л.С.Хозеева, Е.В.Конечных, воспитатели Исполнители: педагогический коллектив Сроки реализации Программы: в течение пяти лет. Начало реализации Программы: январь 2019 года. Окончание:декабрь 2023 года. Цель Программы: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Задачи Программы: 1. Разработать концепцию образовательного пространства ДОУ в режиме развития; 2. Привести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой, материально-технический, финансовый, кадровый, мотивационный компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса; 3. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность; 4. Создание необходимых условий для саморазвития, для развития педагогов ДОУ; 5. Обеспечить организационное, консультационное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования; 6. Обеспечить обновление развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, способствующей реализации содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов; 7. Развитие системы управления МБДОУ Детский сад «Березка» на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом. Основные принципы разработки: – направленность программы на реализацию задач поэтапной организации образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС ДО; 1 – соответствие целей, задач, этапов, мероприятий и механизмов реализации программы концептуальным и нормативным основаниям модернизации современного образования и дошкольного образования, в частности; – рамочный подход к разработке программы, предполагающий определение целей, целевых показателей и базовых программных мероприятий, которые будут при необходимости конкретизированы и дополнены по результатам анализа реализации каждого этапа программы, а также при ежегодном определении структуры и объема финансирования мероприятий программы; – проектный характер, обеспечивающий единство, целостность и преемственность образовательного пространства в рамках отдельного учреждения, позволяющий учесть противоречия и недостатки существующей системы образования, выделить в ней управляющие и диагностирующие механизмы и определить условия оптимального функционирования воспитательно-образовательного процесса ДОУ; Финансовое обеспечение программы включает в себя рациональное использование бюджета, спонсорскую помощь и благотворительность. Этапы реализации Программы: 1 этап: 2019г. Аналитико-прогностический. Разработка целевых проектов «Повышение педагогической компетентности для осуществления деятельности в инновационном режиме», «Разработка механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС», «Формирование учебно-материальной базы в соответствии с требованиями ФГОС» в качестве механизмов перехода к новому состоянию дошкольного образовательного учреждения. 2 этап: 2020-2022 гг. Деятельностный. Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования. Продолжать реализовывать образовательную программу ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. 3 этап: 2023 г. Рефлексивный. Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта. Ожидаемые конечные результаты: 1. Разработана концепция образовательного пространства ДОУ в режиме развития как единого информационно-смыслового пространства всех субъектов образовательного процесса ДОУ. 2. Разработаны и приведены в соответствие нормативно-правовой, материальнотехнический, финансовый, кадровый обеспечения образовательного процесса. 3. Определены этапы и механизмы реализации образовательной программы ДОУ, как составляющей образовательного пространства. 4. Разработано обновленное содержание образования в соответствии с ФГОС ДО. 5. Осуществлена модернизация учебно-материальной базы по трем направлениям (создание учебно-предметных сред, зонирование групповых комнат, модернизация и развитие средств обучения), что способствует саморазвитию и самореализации ребенка в соответствии с его познавательными и интеллектуальными возможностями, обеспечивает эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности, общения воспитанников и педагогов в образовательном пространстве. 6. Разработана и внедрена система мотивации продуктивной инновационной деятельности педагогического коллектива посредством создания мотивирующей среды ДОУ в двух направлениях: организации оптимальных условий труда и внедрения системы стимулирования работников ДОУ, активно участвующих в реализации Программы развития и в инновационной деятельности. 7. Разработан комплекс критериев оценки эффективности образовательного пространства ДОУ. 2 Пояснительная записка . Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Березка» - документ, содержащий систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, средством интеграции и мобилизации педагогического коллектива. Данная Программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства ДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее. В первом разделе Программы анализируется состояние внешней и внутренней среды ДОУ: социальный и образовательный уровень родителей воспитанников, краткая справка об учреждении, содержание образования, материально-технической базы, образовательный и профессиональный уровень педагогических кадров и управление образовательной системой. Во втором разделе Программы представлено аналитическое обоснование Программы, выделены основные проблемы, на решение которых направлена инновационная деятельность коллектива ДОУ. В третьем разделе описаны основные концептуальные подходы, принципы, формулируется цель и основные стратегические направления развития ДОУ, описываются предполагаемые результаты реализации Программы. В четвертом разделе определен конкретный поэтапный план мероприятий по реализации Программы. В пятом разделе описаны механизмы управления и критерии оценки эффективности реализации Программы развития. Разработчики Программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения. Исполнителями Программы развития являются участники образовательного процесса муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Березка» Координация и контроль возлагается на руководителя и педагогический совет учреждения. . Основное предназначение программы. Разработка программы развития ДОУ предполагает: Определение факторов, тормозящих и затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ, и факторов, представляющих больше возможностей для достижения поставленных целей развития ДОУ Построение дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья . Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения («Стратегия развития дошкольного учреждения», «План действий по реализации программы»). Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, кадрового, коммуникативного, финансового, правового, методического) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ. Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной деятельности ДОУ. 3 II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. 1.Режим работы МБДОУ: Детский сад работает с 8.00 – 17.00. Выходные – суббота, воскресенье 2.Характеристика социальных условий: Название: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Березка» Юридический адрес: 671364 РБ, Бичурский р-н, с. Поселье , пер. Школьный 6 Эл. почта: birjva.marin2017@yandex.ru телефон: 830133 56-2-30 Учредитель: Администрация Муниципального образования «Бичурский район» Основой деятельности ДОУ является ряд основополагающих нормативных документов Российской Федерации: (обозначены в паспорте программы). Коллектив ДОУ строит свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным Распоряжением главы муниципального образования «Бичурский район» № 372-р от 24 декабря 2015г. и Лицензией на осуществление образовательной деятельности №1827 от 18.12.2012 г. выданной Министерством образования и науки Республики Бурятия. МБДОУ Детский сад «Березка» находится в отдельно стоящем типовом здании с. Поселье. Участок озеленен, оснащен навесами, имеет спортивную площадку. Материально-технические условия детского сада отвечают требованиям современного дошкольного образования, однако необходимо продолжать работу по укреплению материальной базы ДОУ, обогащению предметно-развивающей среды, созданию условий для воспитательно-образовательной работы с детьми. Для полноценного развития детей в детском саду имеется достаточный набор помещений, позволяющих развиваться познавательно, эстетически, нравственно и физически. Это: помещение для группы, спальня, физкультурный и музыкальный зал, методический кабинет, медицинский кабинет, прачечная, кухня и ряд служебных помещений. Идет работа по обновлению и дополнению предметно-развивающей среды в физкультурном зале, оснащению методического кабинета. музыкального зала. 3.Обеспечение безопасности 3.1. В МДОУ разработан «Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности)» 3.2.Установлена кнопка «Тревожной сигнализации», автоматическая пожарная сигнализация. 3.3. В МДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности. Т.о. вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса планируется, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. 4. Структура Управления Учреждением Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законодательством РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, требованиями Устава. Формы самоуправления: -Собрание трудового коллектива -Педагогический совет -Родительский Комитет 4 5. Кадровое обеспечение образовательного (воспитательного процесса) Сведения о педагогических кадрах на сентябрь 2018 г. Педагогический коллектив состоит из педагогов, : Воспитатели -2 Биологический средний возраст педагогов составляет 54 года Уровень образования: Высшее образование Среднее специальное из них обучаются в ВУЗах 0 2 Результаты аттестации: высшая категория первая квалификационная категория СЗД 0 0 2 Педагогический стаж: до 5 лет 5-10 лет 15-20 лет 20-25 лет свыше 25 лет 0 0 0 0 2 В образовательном учреждении педагогами реализуются основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Обучение и воспитание дошкольников от 1,5 до 7 лет осуществляется квалифицированными педагогами по принципу развивающего обучения в совместных играх и занятиях, в разнообразном общении детей между собой, в содержательных контактах с педагогами. Сотворчество и содружество педагога и ребенка являются неотъемлемой частью всего процесса воспитания и обучения в ДОУ. В учреждении функционирует 1 разновозрастная группа . учреждения- 48 человек, фактическая- 26 человека. Проектная наполняемость Задачи Учреждения: охрана жизни и укрепление физического здоровья детей; обеспечение познавательного, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; обеспечение эмоционально-нравственного развития каждого ребенка с целью приобщения детей к общечеловеческим ценностям; 5 обеспечение психологического комфорта в Учреждении и забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка; организация тесного взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития каждого ребенка; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, развития и обучения детей; Клиенты детского сада: семьи, имеющие детей с 1.5 до 7лет, проживающие в с. Поселье, с. Слобода. Потребности учредителя и семей воспитанников. Обеспечение непрерывности образования, воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Подготовка воспитанников к обучению в школе. Формирование ценностей здорового образа жизни через внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Познавательное, художественно-эстетическое, социально-личностное и физическое развитие ребенка в условиях взаимодействия взрослого и ребенка. Реализуемые в ДОУ образовательные программы. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой МБДОУ Детский сад «Березка» - далее Программа, разработанная, принятая и реализуемая с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона , образовательных потребностей и запросов воспитанников. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). В программе учтены концептуальные положения примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ДОУ созданы условия для организации дополнительного образования (кружки) воспитанников, с учетом пожелания детей и родителей (законных представителей) и выявляемых в ходе образовательного процесса наклонностей дошкольников. Целью дополнительного образования (кружков) является выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование физически здоровой, творческой личности. . Имущественное и финансовое обеспечение. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты права собственности (здания, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. 6 Ближайшее окружение учреждения (социум) МБДОУ – Посельская СОШ, Слободской ДК, Досугговый Центр, Библиотека. Взаимодействие с ними осуществляется на основе договоров о сотрудничестве. Анализ образовательного процесса. Актуальное состояние: Качество образовательных услуг, оказываемых в ДОУ, находится на достаточнм уровне, о чем свидетельствуют как отзывы родителей воспитанников, так и родителей, чьи дети только готовятся к поступлению в детский сад. Образовательный процесс регламентируется основной образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения и утвержденной на педсовете. Содержание образования в ДОУ дифференцируется по физическому и здоровьесберегающему направлению в различных формах организации педагогического процесса. Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по направлениям: развитие детей в изобразительной деятельности, физическое развитие и экологическое воспитание дошкольников. Качество образовательных услуг, по результатам анкетирования, удовлетворяет как воспитанников, так и их родителей. Анализ степени удовлетворенности законных представителей воспитанников качеством образовательного процесса показывает, что: большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых образовательных услуг родители готовы получать дополнительные услуги в детском саду (кружковая работа) Детский сад на договорной основе взаимодействует с учреждениями здравоохранения, образования, культуры . Существующая система взаимодействия требует совершенствования. Проблемное поле: Организованные формы работы с детьми занимают более 30% от общего времени, предпочтение отдается групповым занятиям, развлечениям и играм, традиционным формам работы в ущерб развивающим. Педагоги ориентируются на усредненные показатели развития группы. Необходимо уделить должное внимание работе с одаренными детьми, имеющими способности в той или иной области. Необходимо совершенствование блока «Мониторинг качества образовательного процесса». На данный момент в ДОУ недостаточная обеспеченность образовательной программы пакетом методико-диагностических материалов. Перспективы развития: Совершенствование основной общеобразовательной программы учреждения, расширение спектра дополнительных образовательных услуг (кружки), включение в практику работы новых форм дошкольного образования позволит скоординировать деятельность всех служб детского сада, родителей воспитанников и социума в вопросах повышения качества образовательной услуги, пути преемственности дошкольного образования. Анализ здоровьесберегающей деятельности ДОУ. Актуальное состояние: Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения. Формирование здорового поколения – одна из стратегических задач страны. Экологические проблемы, отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания – вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на здоровье дошкольников. 7 Анализ эффективности здоровьесберегающей деятельности показал: в дошкольном образовательном учреждении разработаны проекты по приобщению к здоровому образу жизни всех субъектов образовательного процесса, план физкультурной работы. Работа с детьми: Организованы тематические, игровые, интегрированные занятия и игры с валеологической направленностью , тематические досуги и развлечения, театрализованная деятельность, художественно-эстетическая деятельность, педагогическое проектирование. На протяжении ряда лет в учреждении была выстроена четкая система взаимодействия с учреждениями здравоохранения, обеспечивающая профилактику в состоянии здоровья (взаимодействие на договорной основе) у сотрудников детского сада (ежегодные профилактические осмотры, плановая диспансеризация). Работа с родителями: Работа центра консультативной помощи, выпуск санпросвет бюллетеней, оформление тематических стендов, открытые занятия, индивидуальное консультирование по текущим проблемным вопросам, совместные мероприятия. Работа с сотрудниками ДОУ: Освещение вопросов здорового образа жизни в рамках педсоветов, семинаров . Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН 2.4.1.3049-13 при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении развивающей предметнопространственной среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации физкультурной работы в ДОУ, организации питания, соблюдению санитарногигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия). Проблемное поле: Нет медицинского работника в ДОУ. Наблюдается тенденция роста количества взрослых (как сотрудников ДОУ, так и родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Хотя физкультурная работа ведется в ДОУ, но требуют серьезной коррекции следующие блоки: «Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ДОУ», «Взаимодействие с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса». Срочно нужен медицинский работник в ДОУ. Актуальное состояние: Анализ управляющей системы. В детском саду практикуются формы работы с коллективом: моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и внедрение правил и инструкций. Управленческая деятельность осуществляется посредством административного (заведующий) общественного (родительский комитет), коллективного (общее собрание трудового коллектива, педагогический совет) управления. Проблемное поле: Неготовность коллектива и общественности принять на себя управленческий функционал. Перспективы развития: Дальнейшее перестроение системы управления – организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников. Возможные риски: 8 Выбор неверных ориентиров управления инновационной деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации программы развития. Анализ ресурсных возможностей. В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, социальные, информационно-коммуникационные, материально-технические, финансовоэкономические, нормативно-правовые ресурсы. При мониторинговом исследовании кадровой обстановки в ДОУ были получены следующие результаты. Актуальное состояние: Основу педагогического персонала в детском саду составляют специалисты с большим стажем работы , для которых характерны такие черты, как традиционность взглядов на процесс образования, профессиональное и эмоциональное выгорание, физическая усталость. Воспитатели участвуют в заседаниях педагогического совета ДОУ по актуальным для данного учреждения проблемам образовательного процесса, в работе различных объединений на уровне учреждения . Опыт работы педагогов транслируется в ходе недель педагогического мастерства, открытых занятий, проектов. Проблемное поле: Старение педагогических кадров. нежелание молодых специалистов идти на работу в ДОУ в связи с низкой заработной платой. Не соответствие потребности родителей в квалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно снижающегося престижа педагогических профессий. Плохая работа педагогов на районном, региональном уровне. Возможные риски: Дальнейшее «старение» коллектива ДОУ, отток квалифицированных кадров в связи с переходом к новым моделям дошкольного образования. III. КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИ Я РАЗВИТИЯ ДОУ Проблемно-ориентированный анализ деятельности дошкольного учреждения наглядно показал, что сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения, воспитания недостаточно способствует развитию детей в соответствии с потенциальными возможностями учреждения (кадровыми, материально-техническими). Структурирование системы выделенных проблем и причин их возникновения помогла выделить основные проблемные блоки. блок проблем, связанных с содержанием и организацией образовательного процесса, используемыми технологиями обучения; блок кадровых проблем; блок проблем, связанных с обновлением учебно-материальной базы образовательного процесса. Таким образом, стратегической целью деятельности образовательного учреждения является создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания, организации и обеспечения образовательного процесса, позитивную динамику состояния здоровья и развития детей, перспективы дальнейшего развития ДОУ. Ведущие концептуальные подходы. Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов 9 структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в практической деятельности педагогов и руководителей – проектирование образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного процесса и содержания образовательной деятельности. Под проектированием образовательного пространства понимается создание проекта, в котором предметом проектирования становится развитие образовательного пространства как системы, заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы, механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта. Образовательное пространство - это динамичное единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Составляющими образовательного пространства являются образовательная программа, система отношений между субъектами образования, образовательная среда, внутри которой эти взаимоотношения выстраиваются. Образовательная программа - структурная и функциональная единица образовательного пространства, которая определенным образом упаковывает содержание учебного материала. Это то, что цементирует все образовательное пространство, что позволяет освоить целостность, картину мира, которую эта образовательная программа передаѐт. Таким образом, можно обозначить следующую логику: образовательная программа является ядром образовательного пространства, образовательное пространство задает систему социальных отношений, в образовательном пространстве появляется многовариантная среда с обогащенным выбором. Соответственно, современным управлением в сфере образования является управление образовательными пространствами и образовательными программами. В современном дошкольном образовании образовательная программа рассматривается как модель организации образовательного процесса в ДОУ. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п.5, статья 12). Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Образовательная программа, Программа) разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи. Образовательная программа должна реализовываться не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Образовательная программа должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Содержание Образовательной программы должно обеспечивать в целом: сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; 10 развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. ФГОС определяют итоговые планируемые результаты образовательного процесса. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или «социальный» портрет ребенка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования. . Образовательный процесс в ДОУ реализуется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. Приоритетами программы являются развитие и становление личности ребенка, ориентация педагогического процесса на его индивидуальные особенности и потребности. В программе отсутствует жесткая регламентация знаний ребенка и предметный центризм в обучении. Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения и др. Приоритетные направления развития образовательного учреждения. Этапы реализации. Преобразования в дошкольном учреждении возможны только тогда, когда коллектив будет готов к преобразованиям, захочет осуществить их, будет заинтересован в результатах этих преобразований. Преобразования возможны только при становлении новой организационной культуры, которая будет базироваться: на высокой индивидуальной инициативе каждого сотрудника ДОУ; на ценности качества и эффективности проделанной работы. . План действия по реализации Программы развития на первом этапе 2019г. Основные направления Действия (мероприятия) Сроки Ответственные преобразований, задачи (что?) Определение направлений развития ДОУ Разработка концепции образовательного пространства ДОУ в режиме развития (как?) 1.Изучение нормативных документов федерального, регионального, муниципального уровней, направленных на модернизацию дошкольного образования. 2.Проведение проблемноориентированного анализа состояния образовательного пространства ДОУ, выявление «точек развития». 1. Разработка концептуальных подходов. (когда?) Постоянно (кто?) заведующая заведующая 11 Разработка механизмов реализации Программы развития. 1.Разработка целевого проекта «Разработка содержания и механизмов реализации образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС». Приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правового, материальнотехнического, финансового, кадрового, мотивационного компонентов ресурсного обеспечения образовательного процесса. Создание условий для повышения квалификации педагогов по инновационным образовательным программам 1.Разработка и корректировка локальных актов, обеспечивающих реализацию Программы развития. заведующая Постоянно заведующая Постоянно заведующая 2.Разработка системы мотивации и стимулирования инновационной деятельности сотрудников ДОУ. 1.Организация практических семинаров, обеспечивающих профессиональный рост и стимулирующего совершенствование педагогического мастерства сотрудников. План действия по реализации Программы развития на втором этапе 2020-2022 гг. Основные направления Действия (мероприятия) Сроки Ответственные преобразований, задачи (что?) (как?) (когда?) (кто?) Организация 1.Реализация целевых проектов Постоянно заведующая, образовательного «Разработка содержания и воспитатели процесса ДОУ в механизмов реализации режиме развития. образовательной программы ДОУ в соответствии в ФГОС», «Формирование учебноматериальной базы в соответствии с требованиями ФГОС». Создание условий для 1.Модернизация По плану Заведующая, повышения организационной структуры воспитатели квалификации управления ДОУ, педагогов по реформирование системы инновационным методического сопровождения 12 образовательным программам. инновационной деятельности. 2.Проведение семинаров, педагогических часов по подготовке педагогов для реализации программных направлений. Формирование и апробирование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое содержание и качество дошкольного образования при оптимальном режиме образовательной деятельности. Обновление развивающей предметнопространственной среды ДОУ, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования и достижению новых образовательных результатов. 1.Формирование учебного плана в соответствии с ФГОС к структуре ООП ДО. 2.Разработка рабочих программ по образовательным областям. 3.Разработка примерного комплексно-тематического планирования по возрастным подгруппам. 1.Анализ развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2.Подбор материалов и оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. 3. Проведение работ и при обретение нового оборудования в соответствии с бюджетом Программы развития по направлению «Формирование учебноматериальной базы в соответствии с требованиями ФГОС» По необходимости Заведующая, воспитатели По мере финансирования Заведующая, воспитатели План действия по реализации Программы развития на третьем этапе 2023г. Основные направления Действия (мероприятия) Сроки Ответственные преобразований, задачи (что?) (как?) (когда?) (кто?) Оценка эффективности 1.Оценка эффективности Постоянно Заведующая, и совершенствование инновационной модели воспитатели инновационной модели образовательного пространства, образовательного обеспечивающей доступность и пространства, новое качество образования, с 13 обеспечивающей доступность и новое качество образования. Определение новых направлений развития ДОУ. использованием разработанных механизмов. 2.Анализ основных результатов и эффектов реализации Программы развития и первых результатов внедрения образовательной программы ДОУ, соответствующей ФГОС к структуре ООП ДО. 3.Публикация промежуточных результатов и итогового заключения о реализации Программы развития ( сайт ДОУ). 1.Проведение проблемно-ориентированного анализа деятельности ДОУ по реализации Программы развития. 2018г. Заведующая, воспитатели Стратегия развития дошкольного образовательного учреждения. Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2023 года. Стратегия определяет совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского сада. Эти направления определены тематическими блоками: «Дети», «Управление», «Здоровье», «Кадровый потенциал», «Семья», «Безопасность», обеспечивающими участие в реализации программы коллектива детского сада, родителей воспитанников, социума. Блоки взаимосвязаны между собой стратегической целью и отражают последовательность тактических мероприятий. Достижение стратегической и тактических целей, решение поставленных задач обеспечивается за счет планомерной осуществления программных мероприятий в рамках реализации следующих блоков: 1 блок. «Дети ДОУ» Расширение спектра и повышение качества услуг, предоставляемых ДОУ путем включения в педагогический процесс ряда инновационных форм дошкольного образования, расширения спектра дополнительных образовательных услуг(кружки) для воспитанников ДОУ. Сотрудничество с социумом в вопросах разработки, экспертизы и внедрения новых образовательных услуг. Индивидуализация образовательного процесса путем введения индивидуальных образовательных маршрутов для детей одаренных в той или иной области. Создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе. 2 блок «Здоровьесбережение» Обеспечение условий для сохранения, поддержания и укрепления здоровья детей. Индивидуализация здоровьесберегающей деятельности детского сада. Совершенствование системы мониторинга качества здоровьесберегающей деятельности учреждения. 3 блок «Управление ДОУ» Расширение общественного участия в управлении учреждением. Установление прямых связей с учреждениями и организациями, в целях оказания содействия в выполнении стоящих перед учреждением задач. Модернизация финансово-экономической деятельности 14 учреждения путем: использования многоканальных источников финансирования (бюджет, добровольные пожертвования и спонсорская помощь, участие учреждения в приоритетных проектах и программах). 4 блок «Кадры ДОУ» Стимулирование инновационного потенциала педагогов.Повышение привлекательности учреждения для молодых специалистов. Создание системы социального партнерства. Обеспечение сопровождения образовательного, оздоровительного процессов в рамках осуществления проектной деятельности педагогов. Осуществление комплекса социальнонаправленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения). 5 блок «Работа с родителями» Повышение престижа дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми раннего и дошкольного возраста. Обеспечение условий для осуществления преемственности и плавного перехода от воспитания и развития детей в условиях семьи к воспитанию и развитию в условиях ДОУ. Дифференциация работы с семьями воспитанников и родителями, с детьми раннего и дошкольного возраста: организация профилактической работы с тревожными семьями, семьями из группы риска; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Совместная разработка и реализация проектов. 6 блок «Безопасность и качество» Приведение в соответствие с требованиями СанПиН здания, помещений и коммуникационных систем учреждения. Обеспечение безопасных условий для роста и развития детей дошкольного возраста посредством постепенного обновления развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы детского сада. Внедрение ресурсосберегающих технологий. Повышение персональной ответственности сотрудников учреждения за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей – воспитанников ДОУ. Этапы реализации программы Этапы Система мероприятий 2019г. Организационноподготовительный этап Цель: Определение возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива детского сада для реализации задач программы развития. Создание банка нормативноправовых и методикодиагностических материалов. 2020-2022гг. Коррекционноразвивающий (обновленческий этап) Цель: Развитие образовательного учреждения. Оптимизация функционирования детского сада, как системы. Апробация новшеств и коррекция отдельных направлений работы с позиции дифференциации перспектив развития 2023г Аналитическоинформационный этап Цель: Внутренняя оценка достижений при реализации прграммы.. Формирование адекватных и целостных представлений о реальном состоянии образовательной системы. 15 Блок «Дети в ДОУ» 1. Проведение комплексной оценки качества образовательного процесса в детском саду (с позиции коллектива учреждения, заказчиков образовательной услуги: родителей воспитанников, представителей общественности. 3. Совершенствование основной образовательной программы МБДОУ Детский сад «Березка». 4. Налаживание системы межведомственного взаимодействия (заключение договоров о сотрудничестве, разработка и утверждение совместных планов работы с детьми и родителями воспитанников ДОУ). 5. Совершенствование Развивающей предметнопространственной среды учреждения, пополнение пакета методикодиагностического сопровождения, программы, реализуемой в ДОУ. 7. Мониторинг актуального состояния системы 1. Реализация административного проекта «Современный воспитатель», направленного на повышение уровня профессиональной компетентность и педагогов учреждения, и, в свою очередь, способствующего повышению качества образовательной услуги. 2. Разработка воспитателями ДОУ и утверждение индивидуальных программ раннего развития одаренных детей ). 3. Использование в образовательном процессе современных технологий дошкольного образования. 4. Включение в практику работы новых форм дошкольного образования. 1. Комплексная экспертиза качественных изменений в системе дошкольного образования в учреждении. Внесение необходимых корректив в основную образовательную программу МБДОУ Детский сад «Березка». 2. Выявление положительного педагогического опыта ДОУ в воспитании и развитии детей . 3. Построение системы дифференцированной и индивидуальной работы педагогов специалистов с детьми от 1.5 до 7 лет (как воспитанниками ДОУ, так и неорганизованными) по развитию индивидуальных способностей в разных видах деятельности. 4. Анализ эффективности внедрения в учреждении новой системы планирования, внесение необходимых корректив в планы образовательной деятельности. 5. Отслеживание эффективности 16 дополнительного образования в учреждении (кружки). Создание условий для кружковой работы ( разработка пакета нормативноправового, методикодидактического и диагностического сопровождения, ). 8. Осуществление спектра мероприятий, направленных на создание условий для функционирования в ДОУ новых форм дошкольного образования, социума. Блок «Здоровьесбережение» 1. Мониторинг качества здоровьесберегающей деятельности учреждения. 2. Создание условий для физкультурной работы в детском саду. 3. Создание условий для осуществления в детском саду работы по профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. внедрения в практику работы новых форм дошкольного образования. 8. Создание предпосылок для успешной адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе. 1. Совершенствование структуры и внедрение в практику работы индивидуальных маршрутов здоровья, дифференцированных программ поддержания и укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста. 2. Организация распространения опыта здоровьесберегающей деятельности учреждения и семей воспитанников в процессе работы ДОУ. 3. Разработка и реализация программы профилактики возникновения у воспитанников вредных привычек, формирования у них культуры здоровья. 1. Комплексная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ДОУ. 2. Оценка работы дошкольного учреждения в вопросах приобщения детей и взрослых к культуре здоровья через систематический выпуск буклетов и информационных листовок и их распространение. 3. Мониторинг эффективности работы ДОУ по профилактике заболеваний и асоциального поведения среди 17 Блок «Управление ДОУ» 1. Оценка перспектив модернизации системы управления ДОУ. 2. Создание условий для использования ИКТ в процессе управления детским садом и в повышении качества образовательного процесса. Блок «Кадры в ДОУ» 1.Мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в учреждении. 2. Разработка 4. Разработка совместных планов работы с учреждениями здравоохранения. 5. Реализация системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижения заболеваемости сотрудников ДОУ. выпускников ДОУ, целесообразности работы по профилактике ценностей здорового образа жизни. 4. Разработка и реализация проектов здоровьесберегающей направленности. 1. Отработка механизмов деятельности учреждения, Улучшение системы мониторинга эффективности деятельности ДОУ. 2. Расширение общественного участия в управлении учреждением, отработка механизма деятельности Совета МБДОУ. 3. Привлечение многоканальных источников финансирования (бюджет, добровольные пожертвования и спонсорская помощь). 4. Организация и включение в структуру управления ДОУ мобильных объединений педагогов учреждения, родителей воспитанников, представителей учреждений власти, образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также заинтересованного населения . 1. Реализация плана мотивирования инновационной деятельности и проектной культуры педагогов, профилактики 1. Оценка эффективности деятельности Совета МБДОУ. 1. Обобщение и транслирование передового педагогического опыта на разных 18 комплексного плана по повышению профессиональной компетентности обслуживающего персонала ДОУ. 3. Разработка стратегии повышения привлекательности учреждения для молодых специалистов. 4. Продолжить составление портфолио каждого педагога образовательного учреждения, как формы обобщения опыта педагогической деятельности. Блок «Работа с родителями» 1. Оценка актуального состояния работы с родителями воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста). 2. Создание условий для совершенствования системы профессионального выгорания, стремления к повышению своей квалификации. 2. Организация работы мобильных объединений педагогов, родителей, представителей социума с целью решения актуальных вопросов организации образовательного процесса в ДОУ. 3. Организация Взаимодействия с учреждениями образования, культуры, здравоохранения . . 4 . Осуществление комплекса социальнонаправленных мероприятий с целью создания положительной мотивации труда у сотрудников (рациональная организация труда; соблюдение социальных гарантий; отработка механизмов стимулирования труда работников образовательного учреждения , привлечение к работе в учреждении молодых специалистов). 1. Оценка актуального состояния работы с родителями воспитанников и с заинтересованным населением (родители, имеющие детей дошкольного возраста). 2. Создание условий для совершенствования системы взаимодействия с родителями (совершенствование нормативно-правовой уровнях через конкурсы профессионального мастерства, публикации в СМИ, проектную деятельность и т.д. 3. Анализ эффективности мероприятий, направленных на социальную защищенность работников учреждения. 1. Мониторинг престижности дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми раннего и дошкольного возраста. 2. Анализ реализации подпрограмм блока «Мать и дитя», транслирование положительного опыта семейного 19 Блок «Безопасность и качество» взаимодействия с родителями (совершенствование нормативноправовой базы, разработка совместных планов). базы, разработка совместных планов). воспитания и опыта взаимодействия с родителями на разном уровне. 3. Поддерживание положительного имиджа детского сада. 1. Создание системы условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, включающей ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. 1. Приведение в соответствие с требованиями СанПиН здания, помещений и коммуникационных систем учреждения. 2. Работы по обновлению развивающей предметнопространственной среды и материальнотехнической базы детского сада за счет многоканальных источников финансирования. 1. Анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий. 2. Анализ предметноразвивающей среды. Результаты развития ДОУ В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: 1. 2. 3. 4. 5. Педагоги будут представлять свой опыт на мастер–классах, открытых мероприятиях, на семинарах, конкурсах разного уровня, публикациях в СМИ. Вырастет число воспитанников, участвующих в конкурсах, соревнованиях. Увеличится число воспитанников и их родителей удовлетворенных организацией образовательного процесса в ДОУ. Повысится имидж детского сада через достижения педагогов и воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда и материально-техническая база соответствуют ФГОС ДО. 20 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)