Работа по взаимодействию с семьями воспитанников

Работа по взаимодействию с семьями воспитанников
Одним из важнейших условий реализации Программы является сотрудничество
педагогов с семьями воспитанников. Дети, педагоги и родители - основные участники
образовательных отношений. Семья является институтом первичной социализации и
образования, который оказывает большое влияние на развитие ребенка в дошкольном
возрасте. Семья - жизненно необходимая среда дошкольника, определяющая путь развития
его личности. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе такие факторы, как
условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и признавать
способности и достижения родителей(законных представителей) в деле воспитания и
развития их детей.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу МБДОУ. Только в диалоге
обе стороны могут узнать, как ребенок ведет себя в другой жизненной среде. Обмен
информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между
родителями(законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и
воспитания детей.
Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей
является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.
Партнерство означает, что отношения обеих сторон строятся на основе совместной
ответственности за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, что
семья и МБДОУ равноправны, преследуют одни и те же цели и сотрудничают для их
достижения. Согласие партнеров с общими целями и методами воспитания и сотрудничество
в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимо
дополняемость в семейном и вне семейном образовании.
Основная цель взаимодействия МБДОУ с семьей - создание в детском саду
необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями
воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение
компетентности родителей в области воспитания.
Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями
воспитанников:
♦ Приобщение родителей к участию в жизни МБДОУ.
♦ Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
♦ Возрождение традиций семейного воспитания.
♦ Повышение педагогической культуры родителей.

Виды взаимоотношений МБДОУ с семьями воспитанников:

Сотрудничество - общение на равных, где ни одной из сторон
взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать,
оценивать.
- Взаимодействие - способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Изменение позиции педагога для выстраивания взаимодействия и сотрудничества с семьями
воспитанников:

-

Традиционная роль педагога
Выступающий лидер (указывает, как надо
поступить)

Педагог-партнер
Гид
(ведет, опираясь
участников)

Руководит
Оценивает ребенка и предоставляет родителям
информацию о его развитии
Ответы на все вопросы знает сам

Задает вопросы
Спрашивает родителей о ребенке и вместе с ним
оценивает его развитие

Ставит цель развития ребенка и группы в целом

Ожидает, что родители будут относиться к нему
как к знатоку-специалисту

на

инициативу

Ищет решение проблем вместе с родителями
Узнает цели и пожелания родителей в отношении
их ребенка и группы в целом и добавляет к ним
свои предложения
Вместе с родителями обсуждает и находит те виды
детской деятельности, которые подходят по
условиям и стилю жизни

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Открытость МБДОУ для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы
к развитию ребенка в семье и детском саду.
Система взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников

Направления
взаимодействия
Изучение семьи, запросов, уровня
психологопедагогической
компетентности. Семейных
ценностей

Формы взаимодействия






Информирование родителей









Социологическое обследование по определению
социального статуса и микроклимата семьи; беседы
(администрация, воспитатели, специалисты);
наблюдения за процессом общения членов семьи с
ребенком;
анкетирование;
проведение мониторинга потребностей семей в
дополнительных услугах.
Рекламные буклеты;
журнал для родителей;
визитная карточка учреждения; S информационные
стенды;
выставки детских работ;
личные беседы;
общение по телефону;
индивидуальные записки;







Консультирование
родителей

родительские собрания
официальный сайт МБДОУ;
общение по электронной почте;
объявления;
фотогазеты;
памятки.

Консультации по различным вопросам (индивидуальное,
семейное, очное, дистанционное консультирование)

Просвещение и обучение родителей
По запросу родителей или по выявленной проблеме: У
педагогические гостиные;
 родительские клубы;
 семинары;
 семинары-практикумы;
 мастер-классы;
 приглашения специалистов;
 официальный сайт организации;
 персональные сайты педагогов или персональные webстраницы в сети Интернет У подготовка и организация
музейных экспозиций в МБДОУ;
 папки-передвижки;
 папки-раскладушки.
Совместная деятельность МБДОУ и
 Дни открытых дверей;
семьи
 дни семьи;
 организация совместных праздников;
 семейный театр;
 совместная проектная деятельность;
 выставки семейного творчества;
 семейные фото коллажи;
 субботники;
 экскурсии;
 походы;
 досуги с активным вовлечением родителей.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей ***

Информационноаналитический блок

Практический блок

 Сбор и анализ сведений о родителях и детях;
 изучение семей, их трудностей и запросов;
 выявление готовности семьи сотрудничать с МБДОУ.
Для сбора необходимой информации используется анкетирование:
родителей с целью узнать их мнение по поводу работы
 педагогов группы;
 педагогов группы с целью выявления проблем
взаимодействия с родителями
В рамках блока собирается информация, направленная на решение
конкретных задач. К этой работе привлекаются медицинские
работники, педагоги и специалисты МБДОУ. Их работа строится на
информации, полученной в рамках первого блока.

Выявленные данные определяют формы и методы работы педагогов с
семьями
Данный блок включает работу по двум взаимосвязанным
направлениям:
1. Просвещение родителей, передача информации по тому или иному
вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование,
информационные листы, листы-памятки).
2. Организация
продуктивного
общения
всех
участников
образовательных отношений, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
Контрольнооценочный
Анализ
эффективности
(количественной
и
качественной)
блок
мероприятий, которые проводятся педагогами МБДОУ. Для
осуществления контроля качества проведения того или иного
мероприятия родителям предлагаются:
■ оценочные листы, в которых они могут отразить
свои отзывы;
■ групповое обсуждение родителями и педагогами
участия родителей в организационных мероприятиях в
разных формах.
Формы взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников ***

Информационно-аналитические формы
Цель: сбор обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном
уровне родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к
ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностноориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение
эффективности образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их
родителями.

Анкетирование

Опрос

Интервью и беседа

Используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных
потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка
Метод
сбора
первичной
информации,
основанный
на
непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета)
социально-психологическом взаимодействии исследователя и
опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит
словесное или письменное суждение человека.
Позволяют получить исследователю ту информацию, которая
заложена в словесных сообщениях опрашиваемых. Это, с одной
стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и
т.п. (все то, что неподвластно изучению другими методами), с другой
- делает эту группу методов субъективной ( не случайно у некоторых
социологов существует мнение, что даже самая совершенная
методика опроса никогда не может гарантировать полной
достоверности информации).

Познавательные формы

Цель: повышение психолого-педагогической культуры родителей. А значит, способствуют
изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями
возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания
для формирования их практических навыков.
Практикум
Форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию
детей, эффективному решению возникающих педагогических
ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления
родителей-воспитателей
Лекция
Форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая
сущность той или иной проблемы воспитания

Дискуссия

Круглый стол
Симпозиум
Дебаты

Педагогический совет
участием родителей
Педагогическая
лаборатория
Родительская
конференция
Общие родительские
собрания
Групповые
родительские
собрания
Аукцион

Обмен мнениями по проблемам воспитания. Это одна из интересных
для родителей форм повышения уровня педагогической культуры,
позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем,
способствующая формированию умения всесторонне анализировать
факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующий
активное педагогическое мышление
Особенность этой формы состоит в том, что участники обмениваются
мнением друг с другом при полном равноправии каждого
Обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по
очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы
Обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений
представителей противостоящих, соперничающих сторон
Главной целью совета является привлечение родителей к активному
с осмыслению проблем воспитания ребенка в семье на основе учета его
индивидуальных потребностей
Предполагает обсуждение участия родителей в различных
мероприятиях
Служит повышению педагогической культуры родителей; ценность
этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но
и общественность
Главной целью собрания является координация действий
родительской общественности и педагогического коллектива по
вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития детей
Действенная форма взаимодействия воспитателей с коллективом
родителей, форма организованного ознакомления их с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в
условиях детского сада и семьи
Собрание, которое происходит в игровой форме, в виде «продажи»
полезных советов по выбранной теме

Вечера вопросов и ответов

Родительские вечера

Позволяют родителям уточнить вои педагогические знания,
применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить свои
знания, обсудить некоторые проблемы развития детей
Прекрасно сплачивают родительский коллектив; это

Родительские чтения
Родительский
тренинг
Педагоги ческая беседа
Семейная гостиная

Клубы для родителей

Дни добрых дел

День открытых дверей
Неделя открытых дверей

Ознакомительные
дни
Эпизодические
посещения

праздники общения с родителями друга своего ребенка, это
праздники воспоминаний младенчества и детства собственного
ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями
ставит жизнь и собственный ребенок
Дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов,
но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении
Активная форма взаимодействия с родителями, которые
хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с
собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным
Обмен мнениями по вопросам воспитания и достижение единой
точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной
помощи
Проводится с целью сплочения родителей и детского коллектива, тем
самым оптимизируются детско-родительские отношения; помогает
по-новому
раскрыть
внутренний
мир
детей,
улучшить
эмоциональный контакт между родителями и детьми
Предполагают установление между педагогами и родителями
доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами
значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями - что педагоги
имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих
трудностей воспитания
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, МБДОУ
(ремонт игрушек, мебели, группы), помощь в создании развивающей
предметно-пространственной среды. Такая форма позволяет
налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений
между педагогами и родителями
Дает возможность познакомить родителей с МБДОУ, его традициями,
правилами, особенностями образовательной работы, заинтересовать
ею и привлечь их к участию
Родители в течение недели (в любое время) могут прийти в детский
сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными
моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в
его интересы и потребности
Для родителей, дети которых не посещают МБДОУ
Предполагают постановку конкретных педагогических задач
перед родителями: наблюдение за играми. Непосредственно
образовательной
деятельностью,
поведением
ребенка,
его
взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью
педагога и ознакомление с режимом жизни детского сада; у
родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в
обстановке, отличной от домашней
В процессе этих игр участники не просто впитывают

Исследовательскопроектные,
ролевые, определенные знания, а конструируют новую модель действий,
имитационные и деловые отношений; в процессе обсуждения участники игры с помощью
игры
специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и
найти приемлемое решение

Досуговые формы
Цель: установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также
более доверительных отношений между родителями и детьми
Помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить
Праздники,
утренники,
участников педагогического процесса

мероприятия
(концерты,
соревнования)
Выставки работ родителей Демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и
и
детей,
семейные детей
вернисажи
Совместные
походы
и Укрепляют детско-родительские отношения
экскурсии
Письменные формы
Еженедельные
Записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье
о здоровье, настроении, поведении ребенка в МБДОУ, о его любимых
записки
занятиях и другую информацию

Неформальные записки

Личные блокноты

Воспитатели посылают с ребенком короткие записки домой, чтобы
информировать семью о новом достижении ребенка или о только что
освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них
могут быть записи детской речи интересные высказывания ребенка;
семьи также могут посылать в детский сад записки выражающие
благодарность или содержащие просьбы
Могут каждый день курсировать между детским садом и семьей,
чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском
саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных
событиях, как дни рождения, новая работа, поездки,гости
Эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет
личных контактов

Письменные отчеты о
развитии ребенка
Наглядно-информационные формы

Цель: ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитании детей в условиях
МБДОУ. Позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы
домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя

Информационно
ознакомительные

Информационно
просветительские

Направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением,
особенностями его работы, с педагогами, занимающимися
воспитанием детей, через сайт в Интернете, , выставки детских

работ фотовыставки, рекламу в СМИ, информационные
проспекты, видеофильмы
Направлены на обогащение знаний родителей об особенностях
развития и воспитания детей дошкольного возраста; их специфика
заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не
прямое, а опосредованное - через газеты, организацию

тематических выставок; информационные стенд; записи
видеофрагментов организации различных видов деятельности,
режимных моментов; фотографии, выставки детских работ,
ширмы, папки-передвижки

Планируемые результаты сотрудничества МБДОУ с семьями воспитанников:

> Сформированность у родителей представлений о сфере педагогической
деятельности.
> Овладение родителями практическими умениями и навыками воспитания и
обучения детей дошкольного возраста.
> Формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в
общественную деятельность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(30133) 56230

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».