Муниципальное дошкольное образовательное упреждение Детский сад « Берѐзка» Бичурского р-она Принято па заседании Педагогического совета МЬДОУ Детский сад «Березка» Бичурского р-она с. Поселье Утверждаю: Программа художественно — эстетического направлении «Я умею рисовать» сПОСЕЛЬЕ Содержание: Пояснительная записка 1. Введение 2. Целевые ориентиры. 3. Цель и задачи художественно - творческого развития детей 3-7 лет 4. Принципы построения и реализации программы 5. Модель эстетического отношения 6. Методы эстетического воспитания 7.Методическое обеспечение образовательной области художественно - эстетического развитии 8.Приложение: 1) Перспективное планирование в 2-й младшей группе. 2) Перспективное планирование в старшей группе 1. Пояснительная записка Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я умею рисовать» для детей 3-7 лет имеет художественно-эстетическую направленность. Программа составлена на основе программы «Цветные ладошки» Лыковой И. А. Данная программа заключается в целенаправленной деятельностью по обучению основным навыкам нетрадиционных форм художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Главное на занятиях кружка «Я умею рисовать» - желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно... Занятия проводятся под девизом: «Я чувствую. Я представляю. Я воображаю. Я творю.». Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно - помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что- то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться. Художество необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться. Программа направлена на развитие художественно - творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса. Г лавное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы « Я умею рисовать ». Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования в изобразительной деятельности.. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной изобразительной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Дети должны научиться: проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности; совершенствовать умения в рисовании; эмоционально отзываться при восприятии произведений изобразительного искусства; проявлять желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ;- проявлять интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; интерес к художественно - творческой деятельности;- проявлять интерес к действиям с изобразительными материалами. 2. Целевые ориентиры: ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства , мира природы; • становление эстетического отношения к окружающему миру; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • восприятие художественных произведений; • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной предполагает творческой изобразительной деятельности детей • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства , мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; • формирование элементарных представлений о видах искусства; • восприятие художественных произведений; Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей. 3. Цель и задачи программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет в соответствии с ФГОС дошкольного образования: Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности. Задачи: Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; Развивать мелкую моторику рук; Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту. Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами Развивать самостоятельность, инициативу и активность у детей, повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами выразительных образов 4. Принципы построения и реализации Программы • принцип культуросообразности; построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учѐтом региональных культурных традиций; • принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учѐтом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; • принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далѐкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; • принцип цикличности; построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; • принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; • принцип развивающего характера художественного образования; • принцип природосообразности; постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учѐтом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей; • принцип интереса; построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности: • принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; • принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; • принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; • принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; • принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека рефлектирующего); думающего, чувствующего, созидающего, • принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; • принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; • принцип взаимосвязи обобщѐнных представлений и обобщѐнных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; • принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости) В программе художественного воспитания дошкольников сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: 1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; 3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое отношение ребѐнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребѐнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более чѐткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребѐнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей. 5.Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением. 3.1. Способность эмоционального переживания. Ребѐнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность. Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаѐтся ребѐнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребѐнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребѐнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребѐнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. 3.2. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). 3.3. В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщѐнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности. 4. Методы эстетического воспитания: • метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения • • • • • • • • даром сопереживания; метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; метод разнообразной художественной практики; метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности; метод эвристических и поисковых ситуаций. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщѐнных представлений (интеллектуальный компонент) и обобщѐнных способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. В ходе реализации данной программы дети знакомятся со следующими нетрадиционными техниками рисования: • «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой); (Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу). • монотипия; (Задачи: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление). • рисование по мокрой бумаге; (Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань. Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.) рисование путем разбрызгивание краски; (Средства выразительности: точка, фактура. • Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу, оттиски штампов различных видов) • рисование жесткой кистью (тычок) (Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного. «Пальчиковая живопись» (Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Сроки реализации программы: Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на три года. Она охватывает: вторую младшую группу - дети от 3 до 4 лет, среднюю группу - от 4 до 5 лет, старшую группу - от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу - от 6 до 7 лет Форма организации детей на занятии: групповая. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа). Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках. Автор составитель Куцаковап. Г ульянц Т.С. Комарова Багрянцева Наименование издания Дымковская игрушка Конструирование и ручной труд в детском саду. Городецкая роспись Мозаика Синтез Просвещение. Год издания 1998 1990г. Мозаика Синтез 1998 Что можно сделать из природного материала. Базикпросвещен ие 1991 Жостовский букет. Мозаика Синтез 1998 Изобразительная деятельность в детском саду. Мл группа Зоопарк из пластилина Воспитание искусством в детском саду О.В.Павлова Издательство Мозаика синтез 2011 Эксмо 2013 Сфера 2007 Художественно-эстетическое развитие: комплексные Издательство занятия. Группа раннего возраста (от2до 3лет). «Учитель» парциальная программа художественно Лыкова «Цветные эстетического развития 2-7 лет изобразительной ладошки» деятельности «Цветные ладошки» Издательский дом «Цветной мир» 2021 г 2020 2020 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (вторая младшая группа) Нетрадиционные № Тема занятия Программное содержание техники Оборудование СЕНТЯБРЬ «Мой любимый дождик» «Мышка-норушка» Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Рисование пальчиками Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки мухомора. 2 7-8 «Ягодка за ягодкой» Цветочная поляна Рисование пальчиками Примакивание Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство композиции. ОКТЯБРЬ Гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. Гуашь, кисть. Кисти, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. Лист бумаги, тонированным зелѐным цветом, кисти, гуашь разных цветов. 1. 2. 3. « Падают. падают листья» Нарисуй воздушные шарики Ягода малина Отпечаток листьев Оттиск пробкой, 5 6 Яблоко – красное, сладкое Ежик Тучи по небу бежали гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. рисование пальчиками Упражнять в украшении рисунков. Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной Вырезанные из бумаги изобразительной техникой рисования банки. пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично точки на всю поверхность банки. печати, гуашь. Развивать чувство композиции. Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Продолжать учить наносить ритмично полоски. Развивать чувство композиции. Гуашь, лист альбомный. Рисование кистью Учить рисовать яблоко гуашью. Совершенствовать технику рисования. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. Совершенствовать умение в данной технике. Мисочка с гуашью, Оттиск смятой бумагой Развивать чувство ритма, композиции. 7 Жесткие кисти, Учить рисовать предметы овальной формы. «Полосатый коврик для кота» 4. Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Рисование ватными палочками Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти, пробка. кисточка, смятая бумага. Гуашь, лист бумаги, ватные палочки Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. 8 Ласковый котенок Рисование пальчиками Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. Лист бумаги, гуашь. НОЯБРЬ 1. Мои игрушки Оттиск пробкой, Упражнять в рисовании предметов рисование круглой формы. Закреплять умение украшать предметы. пальчиками 2. Колобок катится по дорожке Рисование кистью Создание образа колобка на основе круга. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Гуашь, кисти, пробка. Лист бумаги, гуашь, кисти. Учить детей создавать ритмические композиции. 3. Аленький цветочек Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь. Учить детей создавать ритмические композиции. 4. Наряды для наших кукол Рисование пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. 5 Красивая салфетка Рисование кистью Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и Вырезанные из бумаги платья, кисть, гуашь. Лист тонированной бумаги круглой формы, гуашь, кисти форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции. 6 7 8 «Моя любимая чашка Волшебный цветочек Украсить свитер Рисование пальчиками Рисование пальчиками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами Совершенствовать умение в данной Тычок жесткой кистью технике. Развивать чувство ритма. Лист бумаги, гуашь. Лист бумаги, гуашь. Вырезанные из бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь. ДЕКАБРЬ 1. 2. Морозные узоры. Рисование кистью. вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Совершенствовать умения и навыки детей в рисовании. развивать воображение и творчество. «Вьюга завируха» Рисование хаотичных узоров в технике по – мокрому. . Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого Лист тонированной бумаги, акварель, кисти. Альбомный лист, акварель. оттенка. 3. 4. 5 7 «Дерево зимой» Звездочки на небе Дед Мороз Елочка-красавица Рисование кистью. Учить детей отражать впечатления зимы; рисовать предмет, состоящий из Альбомный лист, гуашь, вертикальных и наклонных линий. кисти. Дорисовывать хлопья снега путем примакивания белой краски, ворсом кисти. Рисование пальчиками Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь. Рисование ладошкой Познакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь. Коллективная работа, рисование ладошками Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Альбомный лист, гуашь. ЯНВАРЬ 1. Снеговик Оттиск пенопластом Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. 2. Зимний лес Рисование кистью Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. Лист тонированной бумаги, гуашь, кусочки пенопласта Альбомный лист, гуашь, кисти. Познакомить детей с зимующей птицей – снегирь. Задачи: Образовательные: Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида птицы. Развивать навыки в рисовании, работая в разных техниках, совмещая традиционное рисование кистью с нетрадиционным пальчиковым рисованием «Снегирь – птичка зимняя . 4 Снегопад за окном Степашка пришел гости Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь. Рисование пальчиками Познакомить детей с зимующей птицей – снегирь. Задачи: Образовательные: Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида птицы. Развивать навыки в рисовании, работая в разных техниках, совмещая традиционное рисование кистью с нетрадиционным пальчиковым рисовании Гуашь, лист бумаги ФЕВРАЛЬ 1. Плюшевый медвежонок Рисование поролоном Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой игрушки, закреплять умение изображать форму частей, Альбомный лист, их относительную величину, расположение, цвет. гуашь, поролон. Учить рисовать крупно. Развивать творческое воображение. 2. Морское путешествие Рисование пальчиками Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, Альбомный лист, мышление, память, речь. гуашь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. 4. 5. 6. 7. 8. Маленький тигренок. Мои любимые рыбки Маленький друг «Дымковская игрушка» Нарисуй и укрась вазу для цветов Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь. Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь. Рисование способом тычка Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Альбомный лист, гуашь, кисти. Оттиск печатками Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора Альбомный лист, гуашь, кисти. Оттиск печатками Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции. Альбомный лист, акварель, кисти. МАРТ 1. 2. Во дворе Веселые осьминожки Рисование ладошками и пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками и печатанья ладошками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес и отображению ярких впечатлений в рисунке различными средствами. Развивать чувство композиции. Альбомный лист, гуашь. Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья Лист тонированной (коллективная работа). ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. бумаги, гуашь. Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. 3. Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путѐм использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жѐлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Лист тонированной бумаги, гуашь. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. 4. 5. Салфетка Ночь и звезды Рисование пальчиками Учить различать оттенки фиолетовый, розовый. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Альбомный лист, гуашь. Рисование пальчиками Учить различать оттенки оранжевого, розового и голубого. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке Лист тонированной бумаги, гуашь. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки рисовать узор бусины на нитке. 6. Бусы для куклы Кати. Рисование пальчиками Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание Альбомный лист, гуашь. сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. 7. «Веселые матрешки» Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек. 8. Лошадка Рисование ладошками Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лошадки. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. Альбомный лист, гуашь. АПРЕЛЬ 1. Ваза с фруктами Рисование кистью Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Альбомный лист, гуашь, кисти. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. 2. Солнышко (коллективная работа). Рисование ладошками Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Альбомный лист, гуашь. 3. Жар- птица Рисование ладошками Учить наносить быстро краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способам. Альбомный лист, гуашь. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. 4. Улитки на прогулке Рисование пальчиками Альбомный лист, Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, гуашь. память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. 5. 6. 7. 8. “Клубнички-невелички” Кто в каком домике живет Украсим кукле платьице Закат Создание образа клубничек. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, Альбомный лист, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную гуашь, кисти. отзывчивость. Рисование кистью Учить создавать изображения предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных, треугольных частей (скворечник, улей, конура, будка). Рисование фломастерами Рисование пальчиками Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение. Лист тонированной бумаги, акварель, кисти. Альбомный лист, фломастеры. Упражнять в технике рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, Альбомный лист, память, речь. гуашь. Воспитывать интерес к рисованию. МАЙ 1-2 Рыбки плавают в аквариуме Рисование кистью Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. разного характера. 3-4 Сказочный домик-теремок Рисование Учить передавать в рисунке образ сказки. фломастерами. Развивать: Альбомный лист, фломастеры. - образные представления; - воображение; - самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения 5 Божьи коровки Рисование пальчиками 6 Носит одуванчик желтый сарафанчик Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. Лист тонированной бумаги, гуашь. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Лист тонированной бумаги, гуашь Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке 7. «Мой веселый звонкий мяч» Рисование кистью Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Альбомный лист, гуашь, кисть. 8. «Радуга-дуга» Рисование кистью Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. Альбомный лист, гуашь, кисть. ИТОГОВАЯ ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (старшая группа) Тема Сентябрь «Окраска воды» 1 2 «Мой любимый дождик» Задачи (Освоение цветовой гаммы) Рисование пальчиками « Ягода брусника» Рисование пальчиками «Мой весѐлый, звонкий мяч» Рисование пальчиками «Разноцветные шарики» Рисование пальчиками «Полосатый тигр» Рисование пальчиками Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приѐмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. Знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приѐмы получения точек. Учить рисовать бусины, используя точку. Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). . Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приѐмы получения точек и коротких линий. Формировать способность рисовать используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию Оборудование прозрачные баночки с водой, красная гуашь Листы бумаги, иллюстрации и эскизы. Гуашь Листы белой бумаги, гуашь в мисочках, салфетки, бусы. Листы белой бумаги, гуашь, мячи. Листы белой бумаги, гуашь, воздушные шары. Листы белой бумаги, гуашь, Картина. природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности Октябрь «Выросла репка большая-пребольш ая» Печатание «Град, град!» Рисование ватными палочками « Осеннее дерево» Рисование ладошкой «Грибы на пенѐчке» Рисование ватными палочками Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). Рисование пальчиками знакомить детей с декоративно – прикладным искусством России; закрепить знания об особенностях узора и колорита народной росписи; воспитывать гордость за творчество народных мастеров; показать связь изобразительного искусства и устного народного творчества; упражнять в украшении силуэта элементами дымковской и полховской росписи; закреплять навыки работы с гуашью Русские народные узоры Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования печатанием. Показать приѐмы получения силуэтов. Создание сказочной композиции, рисование репки и домика . Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами. Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие, навыки коллективной деятельности Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь. Листы белой бумаги, гуашь, ватные палочки. Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; акварель, салфетки, засушенные листь Листы белой бумаги, гуашь в мисочках, ватные палочки, муляжи грибов. Силуэты предметов, гуашь, кисти, палитра, ѐмкость с водой, салфетки. «Вкусный компот» Оттиск яблоком Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность. Рисование флага России Трафарет и нитки «Ветка рябины» Скатывание салфеток, оттиск печатками «Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками Формировать патриотические чувства на основе беседы о родной стране. Продолжать знакомить детей с государственной символикой герб, флаг, гимн. С функциональным назначением флага России, о символическом значении цвета, что означают цвета на Российском флаге. Сформировать эстетическое отношение к флагу России. Учить детей изображать Российский флаг нетрадиционным способом рисования, при помощи трафарета, акварели и ниток. Воспитывать аккуратность в работе. . Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды. Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции и цвета. Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. «Нарядные матрешки» Оттиск печатками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. Лист с контурным изображением банки, гуашь, салфетки, яблоки натуральные или муляжи Лист бумаги, нитки, трафареты. Гроздь рябины, акварель красного цвета, салфетки, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины. Вырезанные из бумаги чашки разной формы и размера, акварель, различные печатки, салфетки, выставка посуды Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь , салфетки Ноябрь «К нам приехал цирк» Рисование пальчиками Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приѐмы получения точек и коротких линий. Формировать способность рисовать, используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию мира и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. «Домик» Печатание Самолет Метод тычка Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Развивать творчески способности детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Продолжать знакомство с техникой рисования тычком. Учить наносить тычком по контору, а затем заполнять тычком пространство в середине контура «Зонтик» Скатывание салфеток «Храбрый петушок» Рисование пальчиками Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (желтый, розовый, голубой) , форме (круглый), величине (маленький), количестве (много); формировать навыки аппликационной техники. Рисование петушка гуашевыми красками. Создание красивых композиций на бумаге. Знакомство с явлением контраста «Закат» Рисование Показать прием получения коротких линий. Закрепить Листы белой бумаги с изображением клоунов, акварель, иллюстрации с изображением цирка. Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь. Бумага, гуашь, жесткие кисти. Листы с контурным изображением зонтика, пальчиковая краска, клей, бумажные салфетки, кисть, салфетки. Листы бумаги с контурным изображением, акварель, салфетки, иллюстрации с изображением петушка. Листы бумаги с контурным Ветка сирени для мамы Декабрь пальчиками данный прием рисования. Развивать цветовосприятие. изображением гуашь, салфетки. Рисование пальчиками, Продолжить знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приѐмы получения точек и коротких линий. Формировать способность рисовать, используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию мира и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. Листы бумаги, акварель, салфетки, кисти. «Свитер для друзей» Рисование пальчиками «Узоры на окнах» Раздувание капли «Мои рукавички» Оттиск печатками «Елочка пушистая, нарядная» Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками Рисование пальчиками «Снежок для елочки» Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные Две куклы - мальчик и девочка , гуашь, салфетки, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка. Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь, выставка рукавичек, салфетки. Маленькая ѐлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелѐная гуашь, жѐсткая кисть, гуашь , салфетки. Тонированные листы бумаги (синие, комочки). Январь «Зимние забавы» Рисование пальчиками, оттиск печатками «В лесу родилась елочка» Рисование ладошкой «Гирлянды для елочки» Рисование пальчиками «Игрушки для елочки» Рисование пальчиками, оттиск печатками Рисование пальчиками, оттиск печатками Рисование солью Метод старения «Еловые веточки» Снеговик «Ледоход» фиолетовые), с изображенными елочками, гуашь, салфетки, иллюстрации зимнего леса, вата, клей. Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Тонированные листы Освоение приѐмов декоративного оформления одежды. бумаги (синие, фиолетовые) Развитие глазомера, чувство цвета, формы. с контурным изображением снеговика, гуашь, салфетки, иллюстрации зимнего леса, вата, клей. Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Тонированный лист Развивать творчество, навыки коллективной деятельности. (голубой), гуашь зеленая, салфетки, иллюстрации с изображением елочки. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; Лист с изображением развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить елочки, пальчиковая составлять элементарный узор. краска, салфетки, иллюстрации нарядной елочки. Рисование узоров. Освоение приѐмов декоративного Лист с изображением оформления игрушек для елочки. Развитие глазомера, елочки, гуашь, салфетки, чувство цвета, формы. иллюстрации игрушек для елочки. Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной Листы бумаги акварель композиции «рождественский венок» салфетки, кисти, печатки, клей, открытки. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Показать разнообразные приемы работы с клеем для Листы бумаги, гуашь, салфетки, кисти, соль. Клей, бумага, кисть, гуашь «Рождественские сны» «Медвежонок «Замѐрзшее дерево» Рисование пальчиками «Пингвины на льдинах» Рисование пальчиками, смешанные техники Тычок жесткой полусухой кистью « Хрюша и Степашка» Февраль Рисование пальчиками, оттиск печатками, рисование по трафарету Тычок жесткой полусухой кистью «Как розовые яблоки, на ветках снегири!» «Рыбка» Рисование ладошками Рисование пальчиками создания выразительного образа. Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. Упражнять в технике печатания. Развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. голубого цвета. Листы бумаги, гуашь, салфетки, кисти, клей. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. Листы бумаги, гуашь, салфетки, кисти. Формировать способность создавать в рисунке образ замѐрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности. Совершенствовать умение детей в различных Листы тонированные изобразительных техниках. Формировать умение наиболее (светло-голубые), акварель, выразительно отображать в рисунке облик животных. кисти, салфетки, клей. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение детей в различных Листы тонированные изобразительных техниках. Формировать способность (светло-голубые) с наиболее выразительно отображать в рисунке облик контурным изображением сказочных животных. Развивать чувство композиции. зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки. Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание Листы бумаги, гуашь, простой композиции. Передача особенностей внешнего салфетки, кисти, вида конкретной птицы - строения тела и окраски. иллюстрации с изображением снегиря. Совершенствовать умение детей в различных Листы бумаги,гуашь , изобразительных техниках. Формировать умение наиболее салфетки, кисти, «Осьминожка» Рисование ладошками «Улитка» Рисование пальчиками «Подводное царство» Рисование ладошками «Кошка с воздушными шариками» Рисование пальчиками, смешанные техники Оттиск печатками из картофеля (цветочек) Рисование пальчиками, смешанные техники Рисование пальчиками, оттиск «Цветочек для папы» «Теремок» Март «Красивые салфетки» выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать способность наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать умение наиболее выразительно отображать в рисунке облик морских животных, развивать навыки коллективной деятельности. Формировать способность составлять композицию с фигурами кошек, варьируя их положение на листе. Дополнять рисунок необходимыми элементами. Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции. Формировать умение составлять композицию с фигурами, варьируя их положение на листе. Дополнять рисунок необходимыми элементами. иллюстрации с изображением снегиря. Листы бумаги,гуашь, салфетки, кисти, иллюстрации с изображением снегиря. Листы бумаги, , салфетки, кисти, иллюстрации с изображением снегиря. Листы бумаги гуашь, , салфетки, кисти, иллюстрации с изображением морских животных. Листы бумаги гуашь, , салфетки, кисти, иллюстрации с изображением кошек. Лист бумаги тонированный , печатки в форме цветов, гуашь. салфетки. Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, кисти, клей, открытки. Формировать способность рассматривать живые цветы, их Лист с изображением строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелѐной салфетки, гуашь , салфетки, краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными эскизы и иллюстрации «Корзина для тюльпанов» «Тюльпаны в подарок маме» «Ветка мимозы» «Веселая птичка» «Солнышко, которое мне светит» «Барашек» «Волшебный печатками, сме приѐмами).Закреплять умение использовать в процессе шанные техники рисования разнообразные формообразующие движения. Скатывание Упражнять в скатывании шариков из салфеток, упражнять Ватман, клей, кисть, синие салфеток в технике печатания ладошкой, навыки коллективной салфетки, корзина. деятельности. Рисование Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки Ватман с работой детей по ладошкой коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие. предложенной теме, гуашь, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов. Скатывание Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать Листы с изображением салфеток чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. ветки, желтые салфетки, Закрепить знания и представления о цвете (жѐлтый) , ветка мимозы. форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. Рисование Формировать умение рисовать оперение птицы Лист с контурным пальчиками, пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать изображением птицы, оттиск аккуратность. гуашь, салфетки. печатками Рисование Формировать способность наносить отпечатки– лучики Листы светло-голубого ладошкой для солнышка. Развивать цветовосприятие и цвета с кругом желтого зрительно-двигательную координацию. цвета посередине, гуашь, салфетки, картинки с изображением солнышка. Скатывание Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать Листы с изображением салфеток чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. барашки, белые салфетки, Закрепить знания и представления о цвете (белый) , форме вата, клей. (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. Рисование Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Лист с контурным Апрель цветочек» пальчиками Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. «Кораблик» Рисование пальчиками, скатывание салфеток Фотокопия Развитие творческого и художественного мышления, формирование навыков пространственного мышления. «Звездное небо» «Фейерверк «Солнышко и тучка» «Красивое платье» «Пушистые цыплята» «Рамка для фотографии» Выскобленные рисунки Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования. Развитие творческого и художественного мышления, поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Развивать воображение, художественное восприятие. Развитие творческого и художественного мышления, формирование навыков пространственного мышления. Рисование пальчиками, ск атывание салфеток Рисование Продолжать учить рисовать ватной палочкой или пальцем. пальчиками, Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к ватной палочкой прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Рисование Продолжать учить рисовать методом тычка: закреплять ватной палочкой умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому. Рисование Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать пальчиками, воображение, художественное восприятие. Развивать оттиск стойкий интерес к процессу рисования. печатками изображением цветка, гуашь, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик» Картонная тарелка синего цвета, клей, гуашь, х/б ткань белого цвета, кисть. Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. Листы бумаги, гуашь, восковые мелки, кисти, иллюстрации фейерверка. Листы бумаги, гуашь, салфетки, клей. Листы бумаги, гуашь, салфетки, иллюстрации платьев. Листы бумаги, гуашь салфетки, игрушка цыпленок. Листы бумаги, пальчиковая краска, салфетки, печатки, фоторамки. Май «Цветоччная поляна» Смешанные техники Развивать наглядно-образзное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. «Одуванчик» Рисование пальчиками «Бабочка» Рисование пальчиками «Божья коровка» Рисование пальчиками Продолжать формировать способность передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать знакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. «Яблони в цвету» Рисование пальчиками «Черепашка» Скатывание бумаги «Гроздь винограда» Рисование пальчиками «Сиреневый Скатывание Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Формировать способность наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции. Закреплять умение рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Вызывать желание довести начатое дело до конца. Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Бумага зеленого цвета, гуашь, салфетки, печатки, ватные палочки. Альбомные листы, гуашь, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки. Лист с контурным изображением бабочки, гуашь, салфетки, иллюстрации. Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации. Лист с контурным изображением яблони, гуашь, салфетки, иллюстрации. Листы бумаги, гуашь, салфетки, цветная бумага, кисти. Листы бумаги, гуашь, салфетки, иллюстрации. Лист с наклеенным букет» «Радуга» салфеток Рисование пальчиками Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение. изображением корзинки, салфетки сиреневые, клей, кисть, ветка сирени. Лист с контурным изображением радуги, , салфетки гуашь, изображение радуги.